Санитарная авиация требуется не только в боевых условиях, но и в гражданских. С помощью самолетов и вертолетов удается быстро перевезти пациента из одного места в другое, где он получит экстренную медицинскую помощь. Еще санавиация используется для доставки врачей к месту, когда невозможно осуществлять транспортировку больного, при необходимости доставки органов, крови, плазмы.
Первоначально санитарная авиация создавалась для оказания экстренной помощи в условиях плохой транспортной доступности или удаленности от медицинских учреждений, она была на вооружении у военных. В дальнейшем область ее применения расширили в гражданских отраслях. Самолеты и вертолеты службы санитарной авиации находятся на балансе МЧС, Минздрава и специализированных частных компаний. Они помогают в поиске и спасении людей, доставке в больницы, если этого требует их тяжелое состояние.
Служба санитарной авиации появилась в России в 1925 году, но передали ее в ведомство министерства здравоохранения только к 1937 году. В 1963 году санавиация снова была выведена из профильного ведомства. За весь этот период 164 больницы по всему СССР были оборудованы с площадками для приема медицинских вертолетов. В больницах были созданы бригады врачей, приписанные к санавиации. На балансе у медиков были самолеты Ан-2, Ан-28, Л-410, Ту-104, вертолеты Ми-2.
До 1963 года оборудованные для приема вертолетов больницы располагались в следующих городах:
Почти в каждом крупном городе была одна клиника или больше, которая способна была принять у себя на крыше медицинский вертолет.
Сейчас санитарная авиация подчиняется МЧС. Она работает в рамках единого протокола поиска и спасения терпящих или потерпевших бедствие. На балансе находятся вертолеты и самолеты, которые позволяют вести поиск жертв катастрофы с неба и оказывать экстренную помощь. В частности, есть летательные аппараты с воздушной подушкой, которые могут приземляться на воду при необходимости.
Сейчас в России постепенно развивается частная санавиация. Учитывая сложности, связанные с получением помощи от государства, в ряде случаев рекомендуется связываться с частными структурами. Например, если человек, находясь за границей или далеко от цивилизации, получил травму, не позволяющую ему передвигаться самостоятельно, но его состояние стабильное, то ему требуется помощь для доставки его в больницу. Обратившись в частную компанию, удастся быстро получить помощь. Государственные самолеты и вертолеты задействуются только в экстренных случаях, если это предусмотрено протоколом. Плановые рейсы осуществляются редко.
Быстро развиваться в России этой отрасли медицины мешает следующее:
Территориальные центры медицины катастроф могут стать толчком для развития медицины в воздухе. За каждым центром будет закреплена определенная территория, на которой он будет действовать. Пока не ясно, будут подобные структуры государственными, частными или смешанного типа.
Сейчас в стране действует несколько подобных центров, которые финансируются из федерального бюджета. Для масштабного их появления требуется принятие соответствующей госпрограммы на высшем уровне.
Служба санитарной авиации необходима для решения срочных задач по транспортировке пациентов, когда невозможно в силу ряда причин использовать автомобиль или поезд. На борту находятся средства жизнеобеспечения, которые требуются в конкретно взятом случае.
Вот цели и задачи медицинской авиации в России и в мире:
То есть, прибегать к помощи службы санитарной авиации требуется, когда человек находится в тяжелом состоянии и ему нужна срочная медицинская помощь. Еще бронируют рейсы для людей с вирусными заболеваниями с соблюдением санитарных требований.
Для транспортировки пациентов на дальние расстояния используют самолеты, которые оборудованы средствами жизнеобеспечения. Вместе с пациентом летят медики, которые будут следить за жизненными показателями и выполнять требуемые манипуляции при возникновении кризиса.
Если требуется доставить пациента по городу (например, из одной больницы в другую или с места происшествия в больницу), то применяют вертолеты. Они способны приземлиться почти в любом месте, что повышает область их применения.
Вертолет приземляется на ближайшей приспособленной площадке. Это может быть крыша больницы, стадион, поле, автомобильная дорога и многое другое. Врач должен осмотреть пациента, чтобы принять решение о возможности перевозить его по воздуху. Служба санитарной авиации способна перевозить людей в любом состоянии, но особенности эвакуации иногда накладывают определенные ограничения.
Пациента обязательно требуется закрепить перед взлетом и подключить к системам жизнеобеспечения. Пилот приступает к взлету только после получения соответствующего разрешения от врача.
Вот алгоритм работы:
Значение авиационной медицины растет каждый год. Ее применяют в России и за рубежом для оказания экстренной медицинской помощи. Команда врачей или фельдшеров сопровождает пациента до его доставки в больницу. В западных странах развита частная санитарная авиация, что означает необходимость платить за нее. У больниц есть собственные вертолеты, которые доставляют тяжелобольных пациентов в госпиталь. В России подобные услуги находятся в зачаточном состоянии, но тоже стали динамично развиваться.
27.11.2023
ДОВЕРЬТЕ ВАШ ПЕРЕЛЕТ SV CHARTER
28 лет безукоризненной работы в сфере бизнес-авиации
ваши задачи решают лучшие эксперты с опытом работы от 10 лет и больше
соблюдаем золотые лекала индустрии
каждая заявка находится под контролем вашего личного авиаэксперта 24/7
надёжные выстроенные отношения с партнерами и операторами по всему миру
предлагаем лучшее соотношение цена-качество
собственный отдел контроля качества клиентского обслуживания
возможность выбора способа оплаты и валюты
Арендовать самолет